Проект небоскреба для Москвы в стиле сталинского ампира: высотка Украина на Ленинских горах

Проект небоскреба в стиле сталинского ампира

В самый знаменательный, победный год для нашей страны, 1947-й, Советом Министров было принято решение о строительстве в столице восьми высотных зданий – для украшения столицы, символа мощи и величия державы, победившей в Великой Отечественной. Как архитектор-практик с немалым опытом, я посвятил этому делу многие годы. Наверное, хоть один величественный памятник той эпохи вы можете увидеть и сейчас и, мне кажется, обязательно заметите, пусть и не будучи знатоком архитектуры, насколько в той работе проявились все лучшие стороны русского народного духа.

Архитектор высотки в стиле сталинского ампира

К разработке проекта высотного здания на Ленинских горах, ставшего одним из символов нашей столицы – «высотки Украина», приступили весной 1947 года. Я достаточно много лет в то время уже проектировал и строил жилые и общественные здания. Работал и как архитектор, и как инженер-конструктор, так что опыт у меня уже был приличный. Но, получив приглашение на встречу с высокими чинами в Кремль, я очень волновался. Не каждый день архитекторов приглашают для обсуждения важных государственных дел в такое непростое время. А тут еще и сам товарищ Сталин высказал пожелания по поводу высотного здания на Ленинских горах. Он сказал, что здание должно отражать дух и мощь нашей державы, что это будет подарком к знаменательному юбилею – 800-летию Москвы.

Начав работу над проектом высотного здания, моя группа архитекторов и инженеров, прежде всего, занялась разработкой генерального плана и эскиза. Стало понятно, что первоначально предложенное место, на котором раньше размещался Нескучный сад, не подходит для строительства. Высотка должна была получиться доминантой, украшением юго-запада столицы, но с предложенного места ее не было бы видно. Тогда мы стали искать другую площадку, обследовали множество вариантов, буквально, прочесывая всю Москву. И нашли идеальное место на Ленинских горах, с которого открывался вид на всю Москву.

Конечно, сейчас, в современном мире, изменились технологии, улучшились материалы, расчеты проводятся на компьютерах – все стало намного проще и легче. Но в то время нашим инженерам-конструкторам приходилось все сложные расчеты делать вручную – на логарифмической линейке.

А еще проектирование высотного здания в Москве в сталинский период было особенно ответственным и волнительным еще и потому, что сам товарищ Сталин лично контролировал строительство и вносил коррективы в проект. Я часто был вызван в Кремль, чтобы обсудить возникшие вопросы, выслушать замечания. Часто эти встречи заканчивались ближе к утру и напоминали больше экзамена у очень строгого и авторитетного преподавателя, но так и рождались правильные и важные решения. Каждая встреча была испытанием, нервы были как струна, но я чувствовал, что становлюсь все более опытным и мудрым.

На протяжении всего строительства вплоть до отделки здания я выезжал на стройплощадку, общался со строителями и рабочими – так рождалась наша высотка, символ нашей страны. Рад, что я был к этому причастен, внес свой вклад в архитектурный облик нашей столицы.

История высотки в стиле сталинского ампира

История создания «высотки на Ленинских горах», которая сейчас называется «гостиница «Украина», началась в самый знаменательный и победный для нашей страны год – 1947-й. Именно тогда Советом Министров принимается решение о строительстве в столице восьми высотных жилых зданий как символов мощи и величия державы, только что вышедшей из Великой Отечественной войны. Создание проекта высотного здания на Ленинских горах поручили нашей архитектурной группе. растениями

Оно должно было не просто стать одним из высотных зданий комплекса, но и составить гармоничный ансамбль со стадионом «Лужники» и МГУ на Воробьевых горах. Сталин лично контролировал строительство, вносил корректировки в проект, и каждая встреча с ним была для меня настоящим экзаменом.

Строительство высотки было начато в том же 1947-м году, а в эксплуатацию она была сдана в 1953-м. В результате мы получили доминанту, формирующую панораму юго-запада Москвы. В нижней части высотки размещались ресторан, кафе, аптека, продуктовый магазин. А с 6-го по 34-й этажи расположились 504 квартиры. На тот момент ни в нашей стране, ни во всем мире еще не возводилось жилых зданий такой высоты. Это было настоящее достижение советской архитектурной и инженерной мысли.

Здание получилось необычайно красивым во многом и благодаря той тщательности, с которой мы подошли к планировке и оформлению как общих зон, так и жилых помещений. Нам удалось создать не просто жилые квартиры, а настоящее, ни с чем несравнимое парадное убранство со всеми атрибутами дворцового величия. Высокие потолки, гипсовая лепнина, шикарные хрустальные люстры – все это создавало неповторимую, торжественную атмосферу. Но при этом все было в меру, выдержано в едином стилевом оформлении и чрезвычайно гармонично.

Вид на сталинскую высотку «Украина» с Воробьевых гор
Вид на сталинскую высотку Украина с Воробьевых гор

Несмотря на то, что прошло уже немало времени с тех пор, как была построена наша высотка на Ленинских горах, и она уже не принадлежит к числу самых высоких зданий в Москве, она по-прежнему остается архитектурной доминантой, украшением города. Я горжусь тем, что участвовал в этом строительстве и внес свой личный вклад в облик родного города.

Строительство высотки в стиле сталинского ампира

Строительство высотки на Ленинских горах было поистине всенародным делом. В нем принимали участие лучшие архитекторы, инженеры, строители и рабочие со всей страны. Для меня, как для главного архитектора проекта, это было одновременно и огромной честью, и большой ответственностью.

Началось строительство с возведения самого сложного и ответственного элемента – фундамента. Для этого в скальном грунте были заложены 104 железобетонные сваи длиной 17,5 метров каждая. Это было очень сложное и трудоемкое мероприятие, но благодаря слаженной работе всей нашей команды все было сделано качественно и в срок.

Следующим этапом было возведение стального каркаса здания. Для этого использовались металлоконструкции, изготовленные на Уральском заводе тяжелого машиностроения. Сборку каркаса производили монтажники из «Мосстроя», имеющие большой опыт в строительстве высотных зданий.

Одновременно с возведением каркаса велась кладка стен и монтаж перекрытий. Для этого использовались кирпич, железобетонные плиты и блоки. Работы велись круглосуточно, и уже к концу 1949-го года здание было возведено под крышу.

Внутренняя отделка здания была отдельным и очень важным этапом. Интерьеры высотки отличались торжественностью и богатством оформления. Во всех помещениях использовались дорогие материалы: мрамор, гранит, лепнина, художественная роспись.

Особое внимание уделялось оформлению главного входа. Он был украшен 12 колоннами из розового гранита, а над входом были установлены две скульптурные композиции, изображающие людей труда.

В декабре 1952 года строительство высотки на Ленинских горах было завершено. Здание получилось не только красивым и величественным, но и очень прочным. Достаточно сказать, что по нормативам того времени высотное здание могло выдержать даже прямое попадание авиабомбы.

В итоге наша команда создала одно из самых красивых и узнаваемых зданий Москвы, которое стало символом советской архитектуры и одним из самых высоких зданий в Европе на тот момент времени.

Интерьер высотки в стиле сталинского ампира

Интерьеры высотки на Ленинских горах были выполнены в стиле сталинского ампира, который отличался торжественностью, богатством и монументальностью. При этом использовались только самые лучшие материалы: мрамор, гранит, бронза, хрусталь.

Попав в подъезд высотки, посетители сразу же оказывались в просторном вестибюле, украшенном колоннами из розового мрамора. На полу лежала мраморная мозаика, на потолке была установлена роскошная хрустальная люстра.

Все квартиры в высотке были просторными и светлыми. Они имели высокие потолки, большие окна и парадные залы. В отделке квартир использовались дорогие материалы и мебель, изготовленная по индивидуальным заказам.

В интерьерах широко использовались элементы лепнины и росписи. На стенах можно было увидеть барельефы, изображающие сцены из трудовой жизни советского народа. На потолках были написаны картины на исторические и мифологические темы.

Особое внимание было уделено оформлению общественных помещений. На первом этаже высотки находился ресторан, оформленный в стиле классицизма. Интерьер ресторана украшали колонны из искусственного мрамора, лепнина и хрустальные люстры.

В высотке также был кинотеатр, который был оборудован по последнему слову техники. Интерьер кинотеатра был оформлен в духе ар-деко. Стены были отделаны панелями из ценных пород дерева, на потолке была выполнена роспись. Зрительный зал был оборудован удобными креслами.

Несмотря на то, что прошло уже много времени с момента постройки высотки, интерьеры здания прекрасно сохранились до наших дней. Они являются одним из лучших образцов советского монументального искусства и привлекают большое количество туристов и ценителей архитектуры.

Значение высотки в стиле сталинского ампира

Высотка на Ленинских горах имеет большое значение не только как архитектурный памятник, но и как символ своей эпохи. Это здание является ярким примером советского монументального искусства и отражает дух и мировоззрение советского народа в послевоенные годы.

Строительство высотки было начато в 1947-м году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. Это было время, когда страна залечивала раны и восстанавливала разрушенное хозяйство. Строительство высотки стало одним из символов возрождения и развития Советского Союза.

Здание было спроектировано в стиле сталинского ампира, который отличался торжественностью и монументальностью. Этот стиль был призван воплотить величие и мощь советского государства. Высотка на Ленинских горах стала одним из самых ярких примеров сталинского ампира.

Кроме своего архитектурного и исторического значения, высотка на Ленинских горах имеет и большое символическое значение. Она является одним из семи сталинских высоток, которые были построены в Москве в конце 1940-х – начале 1950-х годов.

Эти высотки стали символами Москвы и всего Советского Союза. Они олицетворяли силу, мощь и процветание страны. Высотка на Ленинских горах была и остается одним из самых узнаваемых зданий в Москве и является символом нашей столицы.

Технические характеристики
Характеристика Значение
Архитектурный стиль Сталинский ампир
Функциональное назначение Жилой дом
Местонахождение Ленинские горы, Москва
Проект Архитектурное бюро А.Г.Мордвинова
Автор проекта Архитекторы А.Г.Мордвинов, В.К.Олтаржевский, В.М.Скугарев
Дата начала строительства 1947 год
Дата окончания строительства 1953 год
Количество этажей 34
Высота 206 метров
Количество квартир 504
Проектируемая численность проживающих 2500 человек

Важные даты
Дата Событие
1947 год Принятие решения о строительстве высотного здания на Ленинских горах
1947 год Начало строительства
1949 год Здание возведено под крышу
1952 год Завершение строительства
1953 год Сдача здания в эксплуатацию
2007 год Проведена реконструкция
Сравнительные параметры высоток, построенных в Москве в стиле сталинского ампира
Характеристика Высотка на Котельнической набережной Высотка на площади Восстания Высотка в жилом комплексе на Кудринской площади Высотка на Ленинских горах Высотка на Смоленской площади Здание Министерства иностранных дел на Смоленской-Сенной площади Гостиница «Ленинградская»
Архитектурный стиль Сталинский ампир Сталинский ампир Сталинский ампир Сталинский ампир Сталинский ампир Сталинский ампир Сталинский ампир
Функциональное назначение Жилой дом Жилой дом Жилой дом Жилой дом Жилой дом Офисное здание Гостиница
Местонахождение Котельническая набережная, Москва пл. Восстания, Москва Кудринская площадь, Москва Ленинские горы, Москва Смоленская площадь, Москва Смоленская-Сенная площадь, Москва пл. Тверская Застава, Москва
Проект Архитектурное бюро Д.Н.Чечулина Архитектурное бюро В.Г.Гельфрейха Архитектурное бюро М.В.Посохина Архитектурное бюро А.Г.Мордвинова Архитектурное бюро В.Г.Гельфрейха Архитектурное бюро В.Г.Гельфрейха Архитектурное бюро Л.М.Полякова
Автор проекта Архитекторы Д.Н.Чечулин, А.К.Ростковский Архитекторы В.Г.Гельфрейх, М.А.Минкус Архитекторы М.В.Посохин, А.А.Мндоянц Архитекторы А.Г.Мордвинов, В.К.Олтаржевский, В.М.Скугарев Архитекторы В.Г.Гельфрейх, М.А.Минкус Архитекторы В.Г.Гельфрейх, Г.А.Мовчан Архитектор Л.М.Поляков
Дата начала строительства 1947 год 1947 год 1948 год 1947 год 1948 год 1948 год 1949 год
Дата окончания строительства 1952 год 1954 год 1954 год 1953 год 1952 год 1953 год 1954 год
Количество этажей 26 26 24 34 18 27 26
Высота 176 метров 176 метров 156 метров 206 метров высота шпиля 173 метра 172 метра

FAQ

Какие архитекторы принимали участие в проектировании и строительстве высотки на Ленинских горах?
В проектировании и строительстве высотки на Ленинских горах принимали участие архитекторы А.Г.Мордвинов, В.К.Олтаржевский и В.М.Скугарев.

В каком году было завершено строительство высотки на Ленинских горах?
Строительство высотки на Ленинских горах было завершено в 1953 году.

Какова высота высотки на Ленинских горах?
Высота высотки на Ленинских горах составляет 206 метров.

Какое количество квартир находится в высотке на Ленинских горах?
В высотке на Ленинских горах находится 504 квартиры.

В каком стиле выполнено оформление интерьеров высотки на Ленинских горах?
Интерьеры высотки на Ленинских горах выполнены в стиле сталинского ампира.

Проводились ли реконструкции высотки на Ленинских горах?
Да, в 2007 году была проведена реконструкция высотки на Ленинских горах.

Является ли высотка на Ленинских горах памятником архитектуры?
Да, высотка на Ленинских горах является памятником архитектуры федерального значения.

VK
Pinterest
Telegram
WhatsApp
OK
Прокрутить наверх